Самолеты, поезда, автомобили, баржи – это самые распространенные виды транспорта, которые использует Почта. Но кроме них почтовики доставляют отправления и на вертолетах, лодках, моторных суднах, катерах, паромах, паромах в сопровождении ледоколов, снегоходах. В сверхтяжелых условиях, когда температура воздуха достигает минус 45, на почтовых маршрутах работают универсальные двухгусеничные снегоходы «Буран», снегоболотоходы, колесные вездеходы-амфибии «Трекол» и «Хищник». Ко Дню работника транспорта Почта рассказала о необычных способах, которыми компания доставляет отправления.
В почтовое отделение Режета Краснодарского края почта отправляется по горной узкоколейной железной дороге – единственной местной транспортной артерии – через ущелье «Волчьи ворота».
В Магаданской области зимой морозы доходят до минус 60 градусов. Но даже такие условия не мешают водителю почтового КАМАЗа рано утром выехать из Магадана, чтобы проехать 600 км пути по самой опасной в мире Колымской трассе. В пути он будет находиться более суток. За это время нужно преодолеть пять заснеженных перевалов, чтобы доставить почту в пять отделений, последнее из которых находится в «золотой столице России» – Сусумане.
Почтовое отделение в чукотском селе Нутэпэльмен обслуживает 150 человек. Жители регулярно пользуются услугами почты – это один из немногих способов купить товары и продукты. В числе самых популярных товаров, которые жители заказывают онлайн – запчасти для снегоходов. Письма и посылки сюда доставляют рейсами малой авиации: сначала на самолёте из Угольных Копей в административный центр Эгвекинот, а после – на вертолёте. Населённые пункты Заполярья малочисленные, поэтому здесь у Почты «кругорейсы» – из Эгвекинота в Нутэпэльмен, затем в село Ванкарем и после – возвращение в аэропорт Эгвекинота. Когда зимой авиарейсы отменяются по погодным условиям, Почта использует зимники как альтернативный способ доставки.
В Николаевском районе Хабаровского края почтовые сотрудники постоянно пользуются лодкой – без неё никак не обойтись, чтобы доставить почтовые отправления на побережье Амурского лимана. На путь из райцентра Николаевка-на Амуре до Нижнепронгенского поселения у них уходит минимум четыре часа хода по руслу реки. Это один из наиболее опасных и непредсказуемых участков Амура, река впадает в Охотское море, а сила и направление ветра могут измениться в любой момент. Ранним утром почтовики вместе капитаном-механиком спускают на берег Амура лодку «Салют 480», предназначенную для использования на больших реках.
Иногда почтовым водителям приходится управлять и совершенно другими средствами передвижения. Например, в Томской области с ноября по декабрь, когда речная переправа через реку Обь уже закрыта, а ледовая ещё полноценно не заработала, водитель Почты перевозит грузы на санях. Почтовики складывают отправления на сани и проходят по замёрзшей реке на другой берег, где жители сёл Могочино, Игреково, Сулзат, Суйга ждут не только письма, посылки и газеты, но и продукты.
В Иркутской области в межсезонье переправляют почту по заливу Байкала в поселок Хужир судном на воздушной подушке, летом здесь отправляют почту на пароме, а зимой – по самой протяженной ледовой переправе равной 11 км. Гужевым транспортом доставляют почту из поселка Качуг до деревень Тырка, Чинонга, Вершина Тутура. В основном в этих деревнях живут представители народа эвенков. Почтальон по бездорожью на собственной лошади добирается до сёл около трех дней.
На Ямале уже этой зимой на почтовых маршрутах будут курсировать вездеходы «Хищник». Эти машины отечественного производства имеют внушительные размеры, их вес составляет 4,2 т, длина – 7 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,3 м. Грузоподъёмность на плотных грунтах составляет 1300 кг. «Хищники» будут работать на почтовом маршруте Лабытнанги – Салехард в самую плохую погоду.